рус | eng
Афиша Спектакли г. Томск,
пер. Южный, 29,
тел. (3822)42-04-86
2ky@mail.tomsknet.ru

Куклы на запястье и немного истории...

Владимир Захаров, в прошлом инженер-конструктор робототехник, несколько лет работал в Томском театре куклы и актера "Скоморох". Им была придумана и исполнена механика кукол к известным спектаклям этого театра "Котлован" и "Мастер и Маргарита". Покинув "Скоморох", В.Захаров вместе с Ольгой Кушковой создали театр на основе куклы нового типа ("кукла на запястье"), изобретенной В.Захаровым. Их первый спектакль - сказка "Жан из стручка" по собственной пьесе. с 2003 года Захаров в театре один, а с 2005 года играет моноспектакли.

- Когда я пришел в куклы (конструктором в профессиональный театр кукол), моя прежняя профессия робототехника первое время сильно мешала: не доверял рукам актера, слишком увлекался механикой, не хватало "кукольности" идей конструкций. Со временем освоился, появилось первое "кукольное изобретение": глаза с поворотным веком. Глазницы куклы пустые, а веки, кроме того, что они закрываются, имеют возможность поворота на 360. Чернота частично закрытой глазницы заменяет зрачок глаза и дает возможность управлять направлением взгляда куклы. Но, кроме того, такие глаза могут быть изумленными, хитрыми, прищуренными, слепыми, больными, веселыми, грустными...- масса возможностей.

Второе "кукольное изобретение"- кукла на запястье (термин Виктора Платонова). Туловище куклы крепится на кисти так, чтобы указательный и средний пальцы руки актера стали непосредственно ногами куклы. Самый важный момент - управление головой, на нее передается движение кисти актера относительно предплечья. Рождение этой куклы и послужило толчком для создания своего театра. Причин для его появления было много. Созрела необходимость создания среды реализации творческого потенциала как своего, так и других. Театр кукол лучше всего для этого подходил, и время подтвердило правильность сделанного выбора. Одной из задач театра стала проработка конструкции новой куклы и освоение пространства, в котором она может работать. Первый спектакль после долгих поисков стали ставить по своей пьесе, так как драматургия профессионалов для театров кукол оставляет желать лучшего, да и специфика театра (двое актеров, реализация творческих потенциалов) предъявляет особые требования к пьесе: она должна быть интересной детям, взрослым и нам, тем, кто ее делает и играет. Кукол сначала попытались делать традиционных, крашенных, но довольно быстро поняли свою ошибку: очень живая кукла диссонировала с "мертвым" крашеным лицом, несмотря на подвижные глаза и рот. Тогда сделал деревянную головку с глазами-черными шариками. Взгляд сразу стал осмысленный, кукла теплой (дерево пропитано воском и все, никаких красок) и очень живой. Применение дерева (корня кедра) стало основным для наших кукол. Особенно хорошо дерево показало себя на сложных куклах с рабочим ртом и глазами - простота конструкций, удобство и надежность намного выше, чем у машевых.

Немного о конструкции куклы

У первых кукол вся механика передачи движения на голову куклы располагалась над запястьем. Захват на предплечье шаровым шарниром (в месте изгиба запястья) соединяется с основой куклы и три тяги от захвата передают движение кисти. Две тяги вращают голову вправо и влево при повороте кисти соответственно (это очень важно) вправо и влево. Чтобы голова была послушна малым углам поворота кисти (такие уж у нас руки), тяги поворота перекинуты через барабанчик диаметром 7 мм. Третья тяга при подъеме кисти поднимает голову. Возврат - пружина. Руки куклы - на тросточках. У правой -тросточка около 20 см, у левой - в два раза короче и может заканчиваться "наперсточком", который может одеваться на большой палец и управляться им. В этом случае можно управлять двумя руками куклы одновременно или оставить правую трость, снять "наперсток" и работать им. Все части руки куклы деревянные и в местах сгиба соединены кожаными ремешками. Ремешки должны быть достаточно жесткими (очень важно), чтобы давать некоторую свободу при движении руки, но и "тянуть "за собой прикрепленную часть и в то же время легко сгибаться. Так как трости расположены горизонтально (в отличие от вертикального у тростевых кукол), то это дает более подвижную руку куклы и правильный подбор длины и жесткости соединений (в том числе и положение крепления трости на ладошке) дает отличный результат. Это старые истины, но почему-то о них в профессиональных театрах забыли. Обувь у куклы не должна быть большой - иначе она будет запинаться. В обуви обязательны патрончики на палец - закрепить и скомпенсировать разную длину пальцев (указательный короче - патрончик длиннее). Подошва мягкая - в жесткой "ходить" трудно. Основная работа с куклой при изготовлении - настройка. Кукла должна быть очень послушной любому движению руки актера, тогда она сама будет все делать, останется только наблюдать за ней и подсказывать где что не так. Имеет значение все: хорошо ли сидит на руке захват, легко ли ходит шаровой шарнир, какая длина рычагов на тягах, какая толщина лесок для тяг (не слишком ли жесткие), хорошо ли основа сидит на кисти, не ерзает ли. Кукла делается на конкретную руку и требует тщательной подгонки и бережного обращения. Голову куклы надо обязательно делать пустой внутри, даже если нет механики глаз и рта - чтобы снизить инерцию, сделать легкой в работе, послушной. Шею - подлиннее, чтобы тело не мешало поворотам головы. Верхнее расположение тяг плохо сказывается на эстетике куклы ("аппарат Елизарова"). Приходится все прятать под рукава. Следующая конструкция решала несколько задач: убрать механику вниз, под руку; сделать основу куклы без обхвата кисти, дав возможность работы с открытой рукой, без перчатки; проработать управление глазами и ртом; сделать руки куклы с рабочими пальчиками, чтобы она смогла работать с предметом, менять характер руки. Новая кукла дала возможность работать рядом с актером, нисколько ему не уступая в живости. Конечно, она требует кропотливости как при изготовлении, настройке, так и при работе с ней, но ведь это такое удовольствие, от которого грех отказываться. Есть мнение, что такая подробная механика не видна зрителю. Категорически не согласен. Что-то увидят, чему-то не поверят, но допустят - все мелочи сложатся в общую картинку "живой куклы". Чем ближе к ней - тем больше открытий для зрителя, как в нормальном "живом" театре. Потом, после спектакля, он прибежит в недоумении и не разочаруется, а ошалеет от того, что кукла возьмет его палец своей ручкой, подтянет к себе, в глаза ему заглянет и крякнет удовлетворенно.

Продолжение темы конструкции куклы

Расскажу поподробнее о том, как я делаю кукол сейчас, но чуть попозже, пока только фото.

Театральные куклы

конструкция куклы

© CopyRight, "2+ку" • 2008 •